Прошло уже 25 лет с моей первой гонки в качестве пилота и ровно 46 лет с моей первой гонки в качестве зрителя.
Когда я делал первые шаги как начинающий пилот ралли я решил для себя, что обязательно стану истинным финским гонщиком, «летающим» финном, и это именно то кем я стал. Позже эта карьера стала профессией, связанной с ралли и раллийными автомобилями.
Пилотирование раллийного автомобиля по-прежнему увлекает меня. Это увлечение поддерживается прекрасными возможностями, которые тебе предоставляются. С другой стороны мой характер и ощущение контроля дают прекрасный шанс практиковать ралли как хобби как можно больше. Единственное, что ограничивает меня — это возможность вылететь с трассы и разбить автомобиль. Всего несколько лет назад у меня была возможность ощутить это на себе …
Все меняется когда стартовый номер наклеен на двери твоего раллийного автомобиля, а шлем надет на голову. Лично я не задумываюсь о будущем и о том, что будет происходить на спец. участке. Но для молодых пилотов я пытаюсь разъяснить как правильно потратить их бюджет. Однако иногда я чувствую, что они такие же безбашенные, каким был и я — «Я буду делать все по-своему не смотря ни на что».
В наши дни при возникновении каких-то проблем, например при потере давления в тормозной системе, молодежь задает вопросы напрямую через интернет и это является их площадкой для обмена опытом. В прошлом все было по-другому: тебе приходилось думать и решать проблему самостоятельно или надо было просить соседа, если отца не было дома. Когда у нас не было ни интернета, ни видео, пилоты учились только на своих ошибках. Я не говорю, что у молодых пилотов совсем нет проблем, просто они являются порождением современного мира и действуют в соответствии с сегодняшними реалиями.
Несмотря на это все отлично помнят крепкие выражения типа PERKELE (ругательство на финском) и другие общеизвестные слова когда складывается соотвествующая ситуация: если ты не выдерживаешь давления или не радуешься успеху, ты не станешь героем, которого люди любят и обожают. Ты станешь продуктом, сделанным по шаблонам. Только и сможешь, что красоваться и даже прокол колеса обернется для тебя катастрофой.
Чтобы понять о чем я говорю достаточно посмотреть старые классические записи Томми Мякинена в действии. Одни из самых известных слов, которые Томми сказал за свою карьеру: «Черт возьми! Этим ребятам лучше застрелиться, пока они не разобрали всю машину, меняя колесо» или фраза, которую Томми сказал (Жилю) Паницци прямо на старте одного из спец. участков : «На этом спец. участке ты потеряешь свое преимущество в 58 секунд!» — и он сделал это!
В конце хочется сказать: все начинается с твоего первого мопеда и заканчивается тоже мопедом.
Ари Саксберг
Октбярь 2008 года
Перевод осуществлен с разрешения автора.